(21 февраля 2017) Екатеринбургское издательство «ТATLIN» выпустило в свет монографию Карена Бальяна «Аэрoпoрт «ЗВАРТНОЦ».
Молодые книгоиздатели из Екатеринбурга Эдуард и Татьяна Кубенские выпускают более пятидесяти книг в год. Среди них — серия, посвященная архитектуре советского модернизма с подсериями «Мастер», «Город» и «Шедевр». «Аэропорт «ЗВАРТНОЦ» третья книга Карена Бальяна об архитектуре Советской Армении 60-80-х годов. Первую – «Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Грачья Григорян» в подсерии «Мастер» издатели в апреле 2013 года привезли в Ереван и лично презентовали в Союзе архитекторов Армении.
Карен познакомился с Эдуардом и Татьяной в октябре 2011 года на Международном архитектурном фестивале «Зодчество». В процессе дискуссий об архитектуре советского модернизма, к которой сегодня в мире наблюдается повышенный интерес, Карен Бальян предложил Кубенским познакомиться с его рукописью о творчестве трех армянских зодчих. Материал показался издателям настолько интересным, что они тут же решили издать книгу. Содружество автора с издательством «ТATLIN» продолжилось. Вторая книга – «Мемориал ЕГЕРН» – вышла в подсерии «Шедевр» год тому назад. Предваряя книгу, Эдуард Каменский писал:
«Я уверен, что это не последняя книга об Армении в нашем издательстве. Это только начало…»
И вот новое издание. Книга большого формата, написанная профессиональным и образным языком. Как и предыдущие, прекрасно оформлена, богато иллюстрирована фотографиями и чертежами, содержит интересные сведения.
История «Звартноца» берет начало в 1971 году, когда в результате конкурса, прошедшего в два тура, одобрение получил проект Артура Тарханяна, Спартака Хачикяна, Жоржа Шехляна и Левона Черкезяна. Аэропорт начал функционировать в 1980 году. В 1985 году авторский коллектив был удостоен Государственной премии Армянской ССР. В декабре 2001 года здание аэровокзала было передано Правительством Армении в арендное пользование компании «Aeropuertos Argentina» сроком на 30 лет. Арендатор обязывался адаптировать здание к новым условиям. Вместо этого компания в 2004 году начала строить новый терминал, который заработал в 2007 году. С этого времени комплекс «Звартноца» остается бесхозным и приходит в упадок.
Карен Бальян — московский архитектор-практик, автор более ста статей и книг по вопросам истории и теории современной архитектуры, докторант НИИ теории архитектуры и градостроительства, член-корреспондент Международной Академии архитектуры (МААМ).
Демонтированный Дворец молодежи, изуродованный кинотеатр «Россия», пустующий стадион «Раздан», аэропорт «Звартноц» – это архитектурные уникумы, отнесенные международным архитектурным сообществом к шедеврам советского модернизма. Мы должны гордиться ими, но бездумно их теряем. И потому появление книги Карена Бальяна сегодня, когда уникальному комплексу аэровокзала грозит уничтожение, как никогда актуально.