(7 апреля 2015) Интервью от первого лица — председателя «НКА армян Республики Татарстан», Михаил Хачатурян, накануне 20-ти летнего юбилея национально-культурной автономии.
Он приехал в Казань в 1989 году поступать в университет.Отучившись на факультете истории, с друзьями основал общество армянской культуры «Луйс». Сейчас — это национально–культурная автономия армян Татарстана. В интервью Михаил Хачатурян рассказал о деятельности организации и важности культурного диалога в выстраивании политических и деловых отношений
— Сегодня в Татарстане живет 7 тысяч армян. В Казани живет порядка 3 тысяч армян, около 2 тысяч — в Набережных Челнах, около 600 человек — в Альметьевске, остальные распределены по республике. Автономия представляет их интересы. Но объединить всех в одной организации невозможно. На наши мероприятия каждый раз собирается порядка 500-600 человек.
Испокон веков армяне приезжали сюда и занимались строительством. Ситуация не особо изменилась. Но в Татарстане уже есть оседлые армяне, которые живут здесь достаточно долго, кто-то – уже несколько поколений. И не во всех семьях дети идут по стопам родителей. Многие сейчас идут учиться и работают юристами, врачами, экономистами, инженерами и так далее. Хотя строительные специальности до сих пор превалируют над другими профессиями. Остается также сезонная работа. Но миграция стала меньше. Если раньше ежегодно миграция армян в Татарстан исчислялась тысячами, то сейчас в год приезжает 500-600 человек.
— То есть в Татарстане постоянно проживает 7 тысяч армян и еще 500-600 приезжают ежегодно?
— Да. Но они, как правило, приезжают не на постоянное место жительство, а на сезонные работы.
— Что для армян означает автономия?
— По-разному. Поколение меняется и идет сильная ассимиляция. В автономии мы лишь пытаемся сохранить наши национальные особенности, культуру. Но не просто же так были сформированы разные народы. И мы обязаны сохранить древнеармянскую культуру, передавать ее из поколения в поколение. Мир должен быть многообразным и мы – частица этого многообразия.
Мы проводим национальные праздники, привозим армянских артистов, организуем встречи в воскресной школе. Это отдушина для людей, которая позволяет не забывать о своих корнях.
В отличие от других обществ мы проводим очень много художественных выставок. Работа автономии во многом зависит от личности руководителя. Живопись – это мое хобби, мне нравится этим заниматься. Поэтому я провожу художественные выставки, причем не только в Татарстане, но и в других регионах России.
— Чем Татарстан привлекателен для армян?
— Татарстан абсолютно ничем не был бы привлекателен для армян, если бы состояние дел в Армении оставалось таким же, как раньше. Сейчас становится хуже. Все люди стараются жить там, где лучше. Татарстан один из регионов, где все хорошо и динамично развивается. Поэтому республика в первую очередь привлекательна для работы.
Армения находится в блокаде между дружественными странами, которые пытаются влиять на жизнь страны. Так или иначе, это влияет на жизнь внутри государства. Поэтому многие уезжают из Армении в поисках лучшей жизни. Надеюсь после вхождения Армении в Таможенный Союз ситуация кардинально изменится.
— На каком этапе строительство армянской церкви в Татарстане?
— Изначально мы хотели построить церковь в Казани, но здесь этот процесс сильно затянулся. Мы много раз обращались в администрацию города с просьбой предоставить нам землю, но нам так ничего путного и не ответили. Хотя было бы правильно, чтобы сохранить культурно-историческую последовательность выделить землю в Казани, так как на улице Калинина, Свердлова располагалась армянская слобода и там же была армянская церковь. Мы написали коллективное письмо-обращение от имени национально-культурной автономии президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой о помощи. Он дал поручение Исполкому Казани решить данный вопрос положительно. Надеемся, что в ближайшее время нам выделят землю и мы установим хачкар (крест-камень), который уже прибыл в Казань и вплотную займемся строительством.
— Когда вы впервые заговорили с властями Казани о строительстве армянской церкви?
— Впервые речь об этом зашла в 1995 году. Мы много раз обращались в администрацию города, но каждый раз процесс затягивался.
— Как оцениваете нынешнюю межэтническую и межконфессиональную обстановку в Татарстане? Какие есть проблемы?
— В целом все прекрасно. Нехорошая ситуация в этой сфере формируется, когда государство пускает на самотек развитие религиозных движений. Но если государству действительно необходимо, чтобы на его территории был порядок, то порядок этот будет. Какими угодно мерами. Но для этого должна быть воля. В Татарстане такая воля есть. Тем более что Фарид Мухаметшин является руководителем Ассамблеи народов Татарстана, [президент Татарстана] Рустам Минниханов очень внимательно относится к этой теме, поэтому все хорошо.
Бытовые проблемы и мелкие, частные конфликты я не считаю, это всегда было, есть и будет. Это зависит от интеллекта каждого человека. Из-за нереализованности в жизни радикалы ищут кого-то, кто виноват в их проблемах. Я уважаю патриотов, но не люблю националистов. Это нереализованные люди, которые пытаются за счет национальной особенностидостигать своих мелких целей. Патриот это другой человек. Это тот, кто переживает за свой народ и сопереживает другому народу.
— Насколько значим культурный диалог в налаживании деловых и политических отношений?
— Культурный диалог – это самое главное. Этот язык понимают все. Если ты проводишь выставку культурных ценностей, признанных во всем мире и здесь же организуешь деловую или политическую встречу – она практически наверняка завершится положительно для всех сторон.
Приведу простой пример. Армянские мастера декоративно-прикладного искусства и художники по моему заказу сделали работы, посвященные Татарстану. А сейчас я попросил татарстанских художников, которые бывали в Армении,нарисовать свои впечатления. Выставка этих работ потом пройдет в Армении. Это настоящая дружба народов, это помогает выстраивать взаимоотношения между людьми, народами,странами.
В течение многих лет я делаю выставки по всей России. Мы сделали большую выставку к тысячелетию Казани. На дереве, камне, в керамике, вышивке изображены виды Казани и Татарстана. Я купил литературу на тему татарских орнаментов, дал фотографу задание, чтобы он снимал все старинные, красивые здания Казани – и отправил это все в Армению. И наши мастера сделали множество вещей с национальными мотивами Татарстана – стол с барсами и татарским орнаментом, шахматный столик с Казанским кремлем, вышили портрет [первого президента РТ Минтимера] Шаймиева, сделали коллажи, нарисовали Сююмбике, сделали барсов из мрамора, из дерева – герб города. Выпустили армянский коньяк под названием «Казань-1000» и сделали еще много всего.
Это дань уважения армянского народа, так как наша история связывает с татарами более тысячи лет. Со времен ВолжскойБулгарии армяне здесь жили, строили. Могу сказать, что каменное строительство на этих территориях началось, когда армяне приехали сюда в X веке. До этого здесь знали шатры, а культуры камня не было.
Кроме этого мы инициировали договоры между разными районами Татарстана и Армении – о сотрудничестве, культурном взаимообмене. В нынешнем году мы совместно с Министерством образования РТ будем проводить конкурс сочинений на тему «Что я знаю об Армении». Конкурс будет проводиться на приз армянской общины Татарстана, приз Дома дружбы народов, приз Ассамблеи народов Татарстана. У нас многонациональные школы. И дети не представляют, кто рядом с ними учатся. Возможно, они знают, что это армянин, грузин, якут и так далее, но что это за национальность, какие у них есть традиции и особенности – не знают. А тут они будут узнавать, понимать, будет формироваться новый взгляд. Мы должны поощрять такие вещи.
— Расскажите про договоры о сотрудничестве?
— По нашей инициативе было подписано соглашение между КФУ (Казанский федеральный университет) и Ереванским государственным университетом. Недавно мы ездили туда с ответным визитом, и в университете была открыта фотовыставка директора института физики КФУ Альберта Аганова.
По нашей инициативе было подписано соглашение между Национальным музеем Татарстана и Армении, между Национальным музеем Татарстана и музеем Параджанова в Ереване. На основании соглашения были проведены выставки в Армении и Татарстане.
Мы подписали соглашение между КГАСУ (Казанская государственная архитектурно-строительная академия) и Ереванским архитектурно-строительным университетом по обмену студентами, защите диссертаций и другой научной деятельности.
Сейчас готовим подписание соглашение между Торговой палатой Татарстана и Торговой палатой Армении в связи с входом Армении в Таможенный союз. Планируется, что будут вестись совместные бизнес-проекты.
Идут переговоры с ректором КХТИ (Казанский химико-технологический институт) об открытии филиала в городе Кировакане.
— На каком этапе переговоры?
— Ректор КХТИ дал на это добро. В Армении согласны, чтобы это подразделение работало на базе химфака Ереванского государственного университета. Мы планируем открыть подразделение в следующем году.
— Какие культурные проекты вы реализовывали в рамках дружбы Армении и Татарстана?
— Много всего. По нашей инициативе между Вахитовским районом Казани и округом Нор-Норк Еревана проходил культурный обмен. Глава Вахитовкого района ездил в Армению, мэр округа Нор-Норк приезжал в Татарстан. Проводили несколько больших выставок. Провели большой конкурс сочинений про Татарстан – все школы Армении писали сочинения про республику на приз армянской общины Татарстана и мэрии округа Нор-Норк. В Татарстане 50 школ писали сочинения об Армении.
Так же мы проводили конкурс сочинений о доблести, о подвигах и о славе Шаварша Карапетяна. Это известный герой СССР, который спас 20 человек, когда троллейбус упал в Ереванское озеро.
Кроме этого, мы проводили в Ереване фотовыставку Кафиля Амирова, выставка называлась «Природа глазами прокурора».
— Как давно вы живете в Татарстане и почему переехали в республику?
— В Татарстане я живу с 1989 года. Если честно, я очень советский человек, я любил и уважал СССР. Когда начался развал страны, я понял, что мне это не нравится. Я приехал поступать в Москву. Но я немного опоздал, меня уже не принимали. Друзья посоветовали мне попробовать поступить в Казанский университет. Я поступил, и в итоге остался жить в Татарстане. После окончания университета, в 1994 году я и моидрузьяосновали Общество армянской культуры «Луйс», затем, согласно федеральному закону о национально-культурных автономиях, он был преобразован в Национально–культурную автономию армян Республики Татарстан.
— На какие средства вы основали «Луйс» и на что существует автономия сейчас?
— Я много лет возглавлял Дом дружбы народов. За это время мне удалось наладить хорошие взаимоотношения со многими представителями культуры и бизнес-сообщества республики.
Кроме того, мы сотрудничаем со многими общественными и властными структурами Татарстана. Союз художников, Дом дружбы народов, журналы, газеты, министерство культуры, Ассамблея народов Татарстана – мы проводим очень много совместных мероприятий. И мы все, будучи участниками мероприятия, понемногу вкладываемся.Государство финансирует Дом дружбы народов.А в помещениях Дома дружбы народов созданы комфортные условия. Здесь есть концертный зал, конференц-зал и другие помещения,которыми мы можем пользоваться. Это тоже материальная поддержка, пусть и не финансовая.
Фото: Роман Хасаев