(13 февраля 2015) Сегодня празднуется национальный армянский праздник Терендез, где главные действующие лица — влюбленные.
Согласно данным сайта Calend.ru, изначально Терендез был языческим праздником в ритуале огнепоклонников и назывался Дерендез, что в переводе с армянского значит «сноп сена перед вашим домом» и обозначает пожелание хорошего урожая. После того, как Армения приняла христианство, изменилось и название праздника, и его суть. Главными участниками Терендеза стали юноши и девушки — молодожены или те, кто только собирается связать свои судьбы узами брака.
Важным атрибутом праздничного действа остается костер, через который прыгают влюбленные пары. Считается, что если им удастся совершить прыжок, не разнимая рук, то их семья будет крепкой, а любовь — вечной. Следом за молодыми парами через костер прыгают бездетные женщины — в надежде, что пламя поможет им забеременеть. Под конец все берутся за руки и водят вокруг огня хоровод. Согласно старинным армянским поверьям, праздничный костер в этот день дает благополучие тем, кого он коснется своими языками. Когда огонь гаснет, оставшийся пепел собирают и рассыпают по полям, что должно принести хороший урожай будущей осенью. В настоящее время костры разжигают не везде, но, в любом случае, юноши и девушки гуляют вечером по улицам, держа в руках стаканчики с зажженными свечами.
За комментариями мы обратились к служитель Армянской Апостольской церкви Вартану Погосяну.
Тъярнэндарач (Терендез) – Сретение Господа Иисуса Христа
В этот Господний праздник Армянская церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса. По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву и получить благословение от священника. Об этом упоминает евангелист Лука: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двых птенцов голубиных» /Лук. 2:22-24/. Представляя этот отрывок из жизнеописания Иисуса, Лука повествует также о праведном старце Симеоне, которому было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя.
Армянская апостольская церковь отмечает Сретение Господне 14 февраля, на сороковой день после Богоявления. Согласно церковному уставу, накануне праздника, вечером 13 февраля, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан – обряд освящения четырех сторон света, после чего совершается обряд благословения свечи. Согласно древнейшей традиции, от благословленной свечи разжигается костер, символизирующий второе пришествие Христа.
Распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина Второго Сретение Господне провозглашено Днём благословения молодоженов.
После праздничной Св. литургии Тъярнэндарача во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов. Если день Тъярнэндарача совпдает во времени с Великим Постом, то в церквях открывают завесы Св. алтарей и служат открытую Литургию.
Материал подготовил
Рустам Ханнанов
Информационный Центр ДДнТ