(28 июля 2021) Без четкой государственной политики культура в Армении попросту умрет. Что станет с самой страной после этого — рассуждали гости пресс-центра Sputnik Армения.
Армения не может позволить себе роскоши отказаться от министерства культуры, так как в стране нет реально работающей государственной культурной политики: механизмов, закрепленных на законодательном уровне.
Такое мнение выразили в ходе пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения армянские деятели культуры.
По словам руководителя Ереванского государственного театра кукол им. Ованнеса Туманяна, заслуженного деятеля искусств Рубена Бабаяна, Армения — далеко не первой в мире пошла по пути слияния сферы искусства и образования, объединив соответствующе министерства.
«Поначалу считали, что это даст хороший результат, но получили обратный эффект. Эти сферы очень далеки друг от друга своей идеологией. Все страны, которые пошли по пути объединения в итоге отказались от этой идеи. Сегодня только в двух странах мира эти министерства объединены — в Армении и Монголии, с чем нас и «поздравляю»», — сказал Бабаян.
Страна может реально отказаться от Минкульта только если подготовить соответствующую законодательную базу, если будут выработаны четкие критерии и ориентиры, на которые сфера и ее представители смогут опереться. Аналог есть в США и Израиле.
По словам Бабаяна, для этого в первую очередь нужно «подружить» бизнес и культуру, а гражданам привить простые ценности։ чтобы им не пришлось объяснять, что памятники нуждаются в заботе и охране, а слушать «рабис» и Комитаса одновременно неприемлемо.
Что с музеем «Гранта Матевосяна»?
Мнение коллеги разделяет и директор фонда «Грант Матевосян» Давид Матевосян. Он также считает, что для упорядочивания сферы необходимо разработать четкие критерии.
«Надо понять, что такое культура, переосмыслить ее, расставить приоритеты», — сказал Матевосян.
По его словам, для этого стране и нужно ведомство, которое будет заниматься разработкой государственной стратегии в сфере.
Матевосян также затронул вопрос строительства центра «Гранта Матевосяна». Сын писателя рассказал, что центр до сих пор не построен и не действует, потому что в государственном уполномоченном органе — правительстве, нет четкого понимания, что этим делом должны заниматься именно они.
Он напомнил о встрече с премьер-министром Армении Николом Пашиняном в сентябре 2019 года, в ходе которой речь шла о судьбе здания музея Гранта Матевосяна.
«После множества обсуждений, когда я понял, что вопрос не двигается с мертвой точки, то взял инициативу в свои руки. Попросил предоставить 40 дней. По истечении срока мы представили ответы на все вопросы и бизнес-модель. Кроме того, доказали, что музей может выйти на самоокупаемость после пяти лет работы на госдотациях», — рассказал Матевосян.
По замыслу основателей, культурный центр-музей «Грант Матевосян» должен быть окружен парком, где также будет сооружен мостик имени княгини Наны. Одновременно планируется воплотить в жизнь идею строительства лабиринта, символизирующего творческий путь писателя Гранта Матевосяна. Однако проблема так решения и не получила.
Когда Камерный хор «хуже» Спитакци Айко
Деятели искусства также прокомментировали последние актуальные для мира культуры новости. В частности, предложение об объединении Государственного театра музыкальной комедии им. Акопа Пароняна и Государственного Камерного музыкального театра, в результате чего здание последнего планируется передать Национальному филармоническому оркестру Армении.
По словам Бабаяна, потерять здание театра — это плохо, потерять театр — еще хуже.
«Нужно постараться не потерять театр, когда у тебя есть здание», — сказал он.
Бабаян считает, что происходящее вписывается в логику событий последних 30 лет, когда все только и говорят о госфинансировании, однако нет понимания, что государство не может взвалить на себя это бремя полностью, необходимо вовлечение бизнеса.
«Главная задача — связать разные слои общества. До 80-х годов такая же проблема была в Европе, бизнес и культура не терпели друг друга. Но в итоге их связали, и все получилось», — подчеркнул он. .
По его словам, в Армении за последние 5 лет финансирование театров сократилось на 20%. При этом плохой это театр или хороший — никого не волновало.
«По каким критериям определяется качество? Неужели количеством зрителей. Ну, извините, тогда камерный хор «хуже» Спитакци Айко, если мы берем этот критерий», — сказал Бабаян.
Что касается сокращения финансирования музыкальных школ в рамках госзаказа, то, по убеждению Матевосяна, это приведет к полному исчезновению годами создававшейся базы специалистов.
Напомним, в июне стало известно, что правительство Армении сократило суммы, выделяемые музыкальным школам в рамках госзаказа. Мэрия в этом году как-то решила проблему за счет городского бюджета, но что будет в следующем — неизвестно.
Таким образом более 150 действующих музыкальных школ в Армении стоят перед серьезной проблемой. Она, если ее не решить, чревата серьезными последствиями не позднее, чем через 10-15 лет, когда, например, национальные филармонический, симфонический и камерный оркестры просто не смогут набрать себе кадры, поскольку в стране не останется музыкантов, играющих на ряде музыкальных инструментов.
Армения упразднила министерство культуры в июне 2019 года.