(7 октября 2016) В этом году прославленной скрипачке Анаит Цицикян исполнилось бы 90 лет. Ее образ ассоциируется с ярким талантом, творческим порывом, высоким интеллектом, волей, трудолюбием, глубокой и тонкой душевностью натуры.
Непосвященных талантливой скрипачке. Первой в юбилейной программе была весенняя выставка в Доме-музее Арама Хачатуряна. И здесь же на днях состоялся финальный вечер в рамках 90-летия Анаит Цицикян. Зал был украшен картинами юных художников, присланными на конкурс детского рисунка «Скрипачка». Палитра красок усиливала атмосферу праздника, радовала взоры и сердца собравшихся.
Церемония началась с приветствия директора Дома-музея А.Хачатуряна Армине Григорян. Затем с особым энтузиазмом и очень эмоционально выступила президент культурного фонда «Анаит» Нуне Шамахян, дочь скрипачки.
Слово уступило место музыке. Зал тепло отреагировал на выступление одаренной девочки Шушаник Пучинян, исполнившей «Танец Айше» А.Хачатуряна. По ассоциации это был образ Анаит Цицикян в детстве. А вот (на видео) знаменитая скрипачка проникновенно исполняет «Крунк» — наглядный пример интерпретации произведения Комитаса.
На вечере родную школу им. Чайковского представляла юная Полина Шарафян (педагог А.Косемян, аккомпаниатор З.Хачатурян). И она оправдала доверие, с блеском сыграв «Полет шмеля» Римского-Корсакова. А вот приветствие от Союза композиторов прозвучало из уст всеобщего любимца Мартына Вартазаряна.
Он сыграл музыкальную пьесу и посвятил свое исполнение памяти своей коллеги. От имени музыкантов-коллег и Музыкальной ассамблеи Армении зал приветствовал композитор Левон Чаушян, которого встретили бурными аплодисментами.
В творчестве Анаит Цицикян большое место занимала научно-исследовательская деятельность, и об этом на вечере поведал известный археолог-историк Ашот Пилипосян. Усилиями фонда «Анаит» и Нуне Шамахян были восстановлены бронзовые чаши VII века до н.э. Их оригиналы хранятся в музее «Эребуни».
Им дали новую жизнь, и мы получили возможность узнать, как они звучали в древности. И зал с превеликим интересом и волнением слушал поющие бронзовые чаши, на которых мастерски играл Микаел Гюликехваев.
КОНЦЕРТНАЯ ЧАСТЬ ЗАВЕРШИЛАСЬ ВЫСТУПЛЕНИЕМ СТУДЕНТКИ ЕРЕВАНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ АННЫ ГЕВОНДЯН, победительницы конкурса «Рапсодия», участники которого играли одноименное произведение композитора Эд.Багдасаряна. Эта вещь была посвящена Анаит Цицикян, и она — первый ее исполнитель.
Собравшихся ожидал сюрприз — премьерный показ документального фильма об Анаит Цицикян «Неоконченный дневник», снятый ее внуком, московским кинорежиссером Микаелом Мелик-Шахназаровым. Хороший получился фильм. И все же есть одно «но». Кадры на экране местами сопровождаются титром «Нет пророка в отечестве своем». Но ведь известно — человек жив, если в мире даже кто-то один помнит о нем. А юбилей Анаит Цицикян подтвердил: любовь и уважение к нашей скрипачке, так что память о ней неувядаема.