(30 мая 2018) Им нужно получить российские водительские права, но они также не смогут работать, так как водители, имеющие российские водительские права, для осуществления деятельности должны иметь 2-3-летний опыт вождения.
Российское такси «Яндекса» уже отключило водителей с армянскими водительскими удостоверениями и предупредило всех, что если они хотят продолжать сотрудничать с ним, у них должна быть водительские права одной из четырех стран – России, или Белоруссии, или Киргизии, или Казахстана. В результате тысячи армянских водителей стали безработными.
Следует отметить, что большинство граждан Армении выезжают за границу на работу, где занимаются, помимо строительства, в основном вождением такси или общественного транспорта. С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки к «Федеральному закону о безопасности дорожного движения». Согласно им, было запрещено трудоустраивать иностранных граждан с национальными водительскими правами. В новых условиях с 1 июля 2017 года иностранные граждане имеют право работать водителем только в случае наличия российских водительских прав, в соответствии с соответствующими правилами. Для получения российских водительских прав иностранные водители должны обратиться в Российскую государственную инспекцию безопасности дорожного движения.
Изменения, однако, не распространяются на граждан, которые используют свои личные транспортные средства, включая туристов. Поправки к закону в первую очередь распространяются на граждан, которые считаются водителями общественного транспорта и такси. А если работодатель посмеет взять гражданина с иностранным водительским удостоверением, он должен заплатить штраф в размере 50 000 рублей.
Следует отметить, что эта проблема возникла в 2013 году, когда Грачья Арутюнян на грузовике врезался в трамвай. После поднятого шума были внесены эти законодательные поправки. Но поскольку это было невозможно осуществить сразу, только обязательное получение российских водительских прав для всех иностранных водителей было отложено до 1 июня 2018 года, после чего закон вступил в силу.
Один из российских водителей, Армен Багдасарян, сказал в беседе с Первым Информационным, что армянские водители уже остановили свои машины и не знают, что делать. Есть водители, которые привезли из России в Армению груз и не знают, возвращаться потом в Россию или нет, и с какими проблемами они столкнутся, если они вернутся?
«Создалась абсурдная ситуация. Эти поправки противоречат договору ЕАЭС, договору ОДКБ, всем договорам, с которыми мы вошли в этот экономический союз. Теперь выясняется, что Беларусь, Казахстан, Киргизия имеют свои преимущества только потому, что их второй язык – русский. Уже два последних месяца Yandex отключил водителей с армянскими водительскими удостоверениями. Я также знаю человека, который уже сдал экзамен и получил российское водительское удостоверение, но Яндекс не принимает его, потому что у него нет опыта», – сказал наш собеседник.
По словам Армена Багдасаряна, это абсолютно не экономический вопрос, это политический вопрос, поэтому не получается решить проблему.
«Предыдущее правительство отмечало разные сроки, в которые проблема будет решена, но так и не получилось. Сейчас жаль, что бывший премьер-министр Тигран Саргсян занимает высокую должность в ЕАЭС, но палец о палец не ударяет, чтобы решить проблему. Армянские водители также обратились в посольство Армении в России, но они абсолютно плевать хотели на армян. Они занимаются только своим бизнесом», – сказал Армен.
Директор Российского института стратегического развития Андраник Никогосян сказал в беседе с Первым Информационным, что он знаком с проблемой. Он даже встречался с армянскими таксистами в связи с этой проблемой.
«Россия уточнила свои законы, в том числе и в отношении граждан Армении. Сейчас есть проблема, но в Армении сформировано новое правительство, и я думаю, что скоро будет начат новый этап сотрудничества, и в ближайшем будущем эти проблемы будут решены на правительственном уровне», – сказал Никогосян. И до окончательного урегулирования проблемы, по словам Никогосяна, армянские водители могут получить новые водительские права и работать. «Уверяю вас, что это не связано с гражданами РА. Все иностранные граждане, работающие в России, должны по требованию России получить новое лицензирование и продолжать свою работу», – сказал Андраник Никогосян.
На наше замечание, что если проблема не связана с водителями Армении, то как это получается, что, например, белорусы не сталкиваются с такой проблемой, наш собеседник настаивает:
«Да, повторяю, проблема не связана с армянами. Люди просто должны подготовить свои документы, пойти и сдать экзамен и получить водительские права. Строятся новые отношения, которые еще больше уточняются. Думаю, что так будет лучше. И я убежден, что далее будут озвучены другие подобные вопросы, которые были, но не озвучивались, и новое правительство Армении решит их. Новое армянское правительство ранее действовало в оппозиционной сфере и прекрасно понимало все проблемы. Теперь это хорошая возможность для их озвучивания и решения на уровне правительства. Новый премьер заявил, что никаких изменений в отношениях с Россией не будет, так что – есть все предпосылки».