(4 февраля 2015) К 130-летнему юбилею со дня рождения выдающегося армянского поэта и общественного деятеля Ваана Терьяна.
Ваган (Ваан) Сукиасович Тер-Григорян родился 28 января 1885 года в семье сельского священника в селе Гандза (ныне район Ниноцминда, Грузия).
В 1899 году Ваан поступает в Лазаревский институт восточных языков в Москве. Вместе с друзьями Терьян издает в институте рукописную газету “Надежда”, в которой не только выступает с редакционными статьями и передовицами, но и возглавляет отдел поэзии, где публикует свои стихи под псевдонимами Швин, Volo и др. В августе 1906 г. Терьян поступает в Московский университет, на отделение русского языка и литературы историко-филологического факультета. Под непосредственным влиянием революции 1905—1907 годов он пишет цикл стихов «Терновый венец», в котором прославляет борцов революции. Ночью 3 декабря 1906 г. квартира Терьяна была подвергнута обыску, он и его друг были арестованы, но 13-го декабря его освободили из-под стражи. В этот период Терьян написал “Эстонскую песню”, “Осеннюю песню”, “Осеннюю мелодию”, “Чудо-девушке”, “Схороните меня на закате”, “Желание” и др. стихи. Поэзия Терьяна с ее тончайшим лиризмом, проникновенностью чувств, исключительной музыкальностью и богатством языка — крупнейшее явление в истории армянской литературы.
Первый сборник стихов Терьяна «Грезы предвечерья«, вышедший в 1908 году в Тифлисе стал крупным событием в армянской литературе. Сборник получил хорошие отзывы от Аветика Исаакяна и Ованеса Туманяна. 23-летний поэт стал создателем модернистской поэтической школы, господствовавшей в армянской литератре в начале 20 века. Его творчество развивалось под большим влиянием русских символистов, особенно Александра Блока, а также французских лириков второй половины 19 века (П. Верлен, Ш. Бодлери и др.)
В 1910 г., параллельно с учебой в Московском университете, Терьян редактирует и издает литературно-художественный альманах “Гарун” (“Весна”). В 1915 г. Максим Горький поручил Терьяну составление «Армянского сборника», который был издан в Москве. В том же году пишет патриотический цикл «Страна Наири»,
Валерий Брюсов перевел ряд стихотворений поэта и назвал его “наиболее видным деятелем” среди молодых поэтов Армении.
Умер Ваана Терьян от туберкулеза легких в 1920 году. Похоронен в Оренбурге, но, к сожалению, место могилы неизвестно. Кенотаф поэта находится в пантеоне парка им. Комитаса в Ереване.
Ваан Терьян был убежденным сторонником российской ориентации родного народа. “Тяготение и симпатии армян к России, — писал он, — стали исторической традицией. Наш народ всегда инстинктивно чувствовал верный путь своего спасения, и лучшие представители нашей интеллигенции весьма ясно и ярко выразили это чувство”. Терьян гордился этой традицией и заявлял: “Наша родина – Россия, и в ее лоне мы желаем продвигать и сохранять нашу культуру”. Разумеется, говоря так, поэт, автор глубоко патриотического цикла “Страна Наири” – поэтического символа “духовной Армении”, имел в виду культурное и политическое сближение армянского народа и пояснял программу новой интеллигенции, близкой в основных чертах к передовой русской интеллигенции: “Если мы сумеем усвоить все культурное наследство современной Европы, значит сумеем жить, если нет – мы умрем как нация”. Богатством духовных ценностей предопределяется, по мнению Терьяна, и существование армян как нации.(источник)
Подготовил Рустам Ханнанов
Информационный Центр ДДнТ