(31 мая 2019) Армяне в старину большое значение уделяли созданию новой семьи. А начинается она, как известно, со свадьбы, сыграть которую нужно было обязательно шумно и с размахом. Корреспондент Sputnik Армения выяснил, чего мы не знаем о традиционной армянской свадьбе.
Знаете ли вы, что в старину армянские невесты никогда в белое платье в день свадьбы не облачались, а засватанная девушка носила кольцо не только на безымянном пальце, но и на большом?! Само же украшение могло быть выполнено как из золота, так и серебра.
Этнограф Светлана Погосян рассказывает, что свадебные ритуалы начинались еще задолго до главного в жизни молодых людей дня. На свадьбу не жалели ни средств, ни сил, а жених и невеста превращались на день в короля и королеву.
А пока было сватовство
В старину в брак вступали рано. Миссия сватовства возлагалась на родителей жениха, а просить руки у отца понравившейся девушки ходили исключительно вечером.
«Обычно шли вечером, чтобы в случае отказа избежать огласки и позора. Семья девушки, как правило, в первое сватовство согласия не давала, прикрываясь каким-нибудь благовидным предлогом. Иначе было бы похоже, что девушку хотят побыстрее сбыть с рук, и это считалось бы дурным тоном. Так что даже семьям завидных женихов приходилось совершать по несколько «заходов», — рассказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Погосян.
Заручившись, наконец, согласием семьи, стороны договаривались об обручении, дне свадьбы и других деталях торжества.
Семья жениха брала на себя все свадебные расходы, что считалось вполне логичным. Погосян поясняет, что из семьи, грубо говоря, забирали рабочую силу и продолжательницу рода, поэтому такая компенсация выглядела вполне оправданной с экономической точки зрения.
В сельской местности гостей на свадьбу приглашали, отправив яблоко или вино. Специальные пригласительные карточки вошли в обиход лишь в конце XIX века в городах.
За день до свадьбы
Веселье начиналось уже накануне самой свадьбы. Все село, родня собирались в доме невесты и пекли праздничный хлеб – лаваш и гату. Готовить разрешалось только счастливым в браке женщинам.
«Считалось, что удача передастся невесте», — сказала Погосян.
С раннего утра разжигали тандыр, в специальном большом тазике вымешивали тесто, делили его на небольшие шары, на которых оставляли мучной след в виде креста. Тесто считалось подошедшим тогда, когда рисунок разделялся на части.
При этом весь процесс должен был сопровождаться бурным весельем.
Лавашу уделялось особое внимание, так как он символизировал плодородие. В день свадьбы будущая свекровь, встречая молодоженов, клала на их плечи лаваш и давала ложку меда – чтобы жизнь была бы такой же сладкой, как нектар.
После выпечки лаваша, переходили к приготовлению другого важного атрибута – сладкой гате. Тесто разукрашивали геометрическими и растительными узорами.
А тем временем, в доме жениха проводился обряд заклания быка. Кровью быка на лбу жениха выводили крест: считалось, что он отгонит злые силы и новая жизнь будет успешной. Из бычьего мяса готовилось и главное блюдо свадебного стола – хоровац.
Свадебный стол — и не только
Блюда свадебного стола разнились от региона к региону. Так если в одной местности шашлык подавали с пловом из полбы, в другом обходились без него.
Стол обязательно должен был ломиться от фруктов: яблок – символа женщины, груш – символа мужчины, граната – символа плодородия. В день свадьбы невеста должна была разбить гранат о землю: чем больше зернышек выкатывалось из фрукта, тем больше детей это сулило женщине.
Перед началом свадебного торжества было принято проверять жениха на силу, предлагая ему разбить глиняный кувшин одним ударом руки.
«Считалось, что так жених не только доказывает, что готов вступить в брак, но и отгоняет злых духов», — рассказала Погосян.
Разбить посуду у порога нового дома должна была и невеста, чтобы уберечься от дурного глаза и отогнать злых духов.
Свадебное платье
Свадебный наряд невесты шили из красной и зеленой ткани, окаймляя платье золотой тесьмой.
«Жених и невеста на день становились королем и королевой, поэтому одеты они должны были быть с иголочки, платье сшито – из лучших тканей, а украшения выполнены из золота или серебра, в зависимости от социального статуса семьи», — отметила Погосян.
Красный цвет платья невесты символизировал женщину, огонь, страсть. Зеленый – цвет мужчины был символом плодородия. Свадебное платье дополнялось поясом и фартуком – атрибутами замужней женщины.
Пояс красного либо сиреневого цвета шился из атласа, и на нем золотыми нитками оставлялась надпись
«На радость тому, кто его повяжет» с указанием имени невесты.
Фартук мог быть другого цвета, но обязательно с узорами, которые должны были защитить невесту от сглаза. Большое значение уделялось вышивке на груди, эта часть платья обычно представляла собой вставку из белой ткани, также расписанной узорами. Особое значение уделяли головному убору, который венчала жемчужная цепь с золотой либо серебряной монеткой. Невеста должна была быть усыпана украшениями, чтобы их звон при ходьбе отгонял злых духов.
Одежда жениха тоже была сшита из качественного материала. Свадебную одежду жениха и невесты освящал священник.
Ах, эта свадьба
Празднование начиналось с раннего утра и длилось до захода солнца. За невестой приходили с подарками и громкой музыкой. Семья невесты, по этикету, должна выла соблюдать определенную сдержанность и не веселиться так, как сторона жениха.
Практиковалась и традиция выкупа. Брат невесты перекрывал мечом путь к дому, а пропускали новую родню только после того, как отец жениха, крестный или сам жених выплачивал «компенсацию». Невесту и жениха сажали за свадебный стол порознь.
Невеста сидела за отдельной ширмой вместе с другими женщинами, где ей предстояло пройти через ряд испытаний. Так, например, на стул клали веник или другой предмет, чтобы проверить, насколько она внимательна.
Невесте на колени сажали мальчика, чтобы и первенец родился «правильного» пола.
«Это не означает, что девочек не любили. Просто мальчик — возможность продолжения рода», — сказала Погосян.
Очень ответственно подходили и к кандидатурам крестного и тамады. На роль тамады мог претендовать только очень умный, эрудированный, уважаемый в общине человек, оратор, к чьим словам внимательно прислушивались.
Дарили молодожена украшения, пояса, серебряные стаканы или кувшин для вина.
Брачная ночь и прочие «последствия брака»
В день свадьбы священник в знак благословения повязывал шеи молодоженов тесьмой из красной, зеленой и белой нитей, а перед их уходом в покои он же ее и снимал. Красная нить при этом символизировала женщину, зеленая – мужчину, белая – невинность.
На второй день после свадьбы перед домом вывешивали простыню в знак доказательства невинности девушки. В благодарность за благочестивую дочь, матери девушки дарили подарок, а в ее отчий дом отправляли красные яблоки.
Семья жениха с утра собирала родных и близких на традиционный армянский суп – хаш.
Мать девушки приходила навестить дочь лишь на седьмой день после свадьбы, когда совершался обряд «глухлва». В этот же день приносили и ее приданое.
В этот день невеста подвергалась последнему испытанию. Ее отвозили в баню и мыла ее самая пожилая в роду женщина со стороны супруга. Она могла обдать ее кипятком или вылить на голову ледяную воду.
Девушка должна была вынести это испытание, не издав ни звука, иначе ее могли счесть плохо воспитанной.