(9 октября 2018) Под звездным небом московского планетария прозвучали наполненные светлой печалью мотивы армянского дудука. Именно в этом необычном месте прошел V Московский международный фестиваль дудука.
Sputnik, Лев Рыжков
Корреспондент Sputnik побывал на заключительном концерте V Московского международного фестиваля дудука и вдруг понял, что концерт получился крутым даже не по российским, а по мировым меркам. И что интересно, организовали его не «акулы» шоу-бизнеса, а энтузиасты, в свободное от основной работы время.
Полное погружение
Для начала, чтобы не быть голословным, расскажу, чем именно оказался крут V Международный фестиваль дудука. Во-первых, был аншлаг. И в первый, и во второй день. У входа в планетарий спрашивали лишний билетик. Причем, вовсе не армяне. В зале не было ни одного свободного места. Это значит, что проект добился максимального успеха.
Во-вторых, зрители наслаждались дудуком лежа. Такова особенность кресел в Московском планетарии — их можно привести в лежачее положение. Потому что все основное происходит над головой, на огромном куполе. Я бывал на многих концертах, но именно на лежачем — в первый раз. Это очень интересный опыт.
В-третьих, как только в зале погас свет и на сцену вышли первые артисты, началась такая феерия, что отдохнут все форматы 3D и IMAX. Зритель просто попадал в космос и летел куда-то вместе с метеорами. И все это, в-четвертых, происходило под замечательную, исполненную мудрости, печали и вселенской любви музыку дудука.
По окончании концерта я пообщался с соорганизатором Фестиваля, руководителем проекта DUDUKIST Суреном Багдасаряном о том, как удалось в условиях дефицита времени, денег организовать концерт, небывалый даже для избалованной Москвы.
Гибкая стратегия
В обычной жизни Сурен Багдасарян работает руководителем IT-проектов. Ходит на работу, а по вечерам и выходным договаривается с площадками, с артистами, звездами шоу-бизнеса и легендарными дудукистами. Дудук для него — нечто большее, чем просто хобби.
«Основная работа мне не то, что не мешает, а наоборот — помогает, — говорит Сурен. — Например, в организацию фестивалей я внедрил так называемые agile-подходы. Это, если говорить очень просто, гибкая система управления. Она очень эффективна не только в высоких технологиях, но и при общении с людьми».
Сурен и его команда — сторонники парадоксальных решений. Команда проекта DUDUKIST не боится нехоженых дорог и всегда принимает креативные, небанальные решения.
Один из предыдущих фестивалей, который проходил, на секундочку, в Большом Кремлевском Дворце. Казалось бы, все достигнуто — вершина успеха. Но та ли это вершина? Сурен вспоминает, что он вовсе не был доволен тем, как прошел концерт. Кремль стоил организаторам очень дорого, не принеся фактически никакой прибыли.
Но главное было даже не в этом, а в том, что не сложилось той меланхолической атмосферы, в которую нужно погрузить слушателя. Был помпезный дух главного парадного зала России, в котором хорошо проводить громкие праздничные концерты. А тихий, камерный дудук — совсем из другой оперы.
Казалось бы, формально у ребят все было в порядке. Но на самом деле цель достигнута не была. Идея использовать в качестве концертной площадки планетарий пришла неожиданно.
«Мы давно мечтали отправить дудук в космос, — говорит Сурен Багдасарян. — Но этот процесс оказался сложнее, чем мы думали. Решение откладывалось на неопределенное будущее. Но тут же появилась другая хорошая мысль: раз мы не можем отправить дудук в реальный космос, то почему бы не отправить его в космос виртуальный? И поняли, что планетарий нам подходит, как никакое другое место. Мы хотели, чтобы наш слушатель растворился в бесконечности, полетел».
Надо сказать, что зрители действительно полетели. На второй день фестиваля, когда на куполе начался полет метеоритов, одну женщину даже укачало. Но все обошлось как нельзя лучше. Женщина вернулась в зал досматривать концерт.
Песни Армении и санскритские мантры
Для полноценного эффекта пришлось поработать и над видео. Команда проекта DUDUKIST отсмотрела сотни часов полнокупольных «космических» видео и выбрала подходящие для будущего фестиваля фрагменты. Было снято и свое видео. В начале этого года Сурен вместе с профессионалами и специальной камерой отправился в Армению, где снял пейзажи родины дудука.
Но любой, кто когда-нибудь организовывал хотя бы детский утренник в детском саду, знает, что без сложностей и форс-мажоров не обойтись. Не миновали они и фестиваль дудука. Практически в самый последний момент отказался от участия один из хедлайнеров — бывший участник шоу «Голос».
«Причина у него была уважительная, — говорит Сурен. — Его пригласили на международный музыкальный фестиваль в Европу. Хотя у нас с ним уже был подписан договор. Но мы сказали: «Что ж, езжай, отстаивай честь России. Это важнее».
И выкрутились — на сцену пошли артисты со «скамейки запасных». Вместо выбывшего хедлайнера вышел женский вокальный ансамбль «Тамзара», который акапелла исполнил армянские народные песни. Публика аплодировала девушкам особенно горячо.
Зато второй хедлайнер — певица Сати Казанова — с проектом SATI ETHNICA не подвела. Наоборот, околдовала всех зрителей адыгскими плачами и санскритскими песнопениями.
«Я принадлежу к адыгской культуре, — сказала со сцены Сати Казанова. – Но дудук и мне очень близок. У нас есть замечательный мультиинструменталист Ильдар Гаридари. Мы с ним немножко шалим, фанкуем при помощи дудука. Но, я думаю, вы нас простите».
И публика, конечно же, простила и задарила звезду цветами.
Творческие планы
Очень примечательная деталь — армян на фестивале дудука было немного. Во второй день фестиваля их было примерно 30%, в первый — и того меньше.
«Мы рады, что наши мероприятия посещают не только армяне, — говорит Сурен. — Русскому человеку тоже нравятся армянские мелодии, нравится армянский дудук, нравится быть ближе к Армении, нравится культура нашего народа. Ведь русские и армяне — братские народы. Они всегда идут вместе. В ногу со временем, в ногу с миром, с музыкой и с космосом».
На достигнутом команда проекта DUDUKIST останавливаться не собирается.
«У нас уже готов проект параллельного фестиваля. У нас давно была идея сделать детский фестиваль дудука. Будут принимать участие лучшие юные дудукисты от 8 до 14 лет в сопровождении самого крутого детского симфонического оркестра. Я знаю детей, которые с трех-пяти лет начинают заниматься. И к двенадцати годам у них за плечами восемь лет исполнительского опыта. Это суперпрофи, которые играют как взрослые», — сказал Сурен Багдасарян.