(17 марта 2015) Армения все же имеет для белорусских производителей немалое значение.
Несмотря на все вышеперечисленное, ряд экспертов продолжает считать, что вступление Армении в ЕАЭС не может серьезно повлиять ни на структуру союза, ни на глобальные экономические интересы Белоруссии, России или Казахстана. Например, аналитики Белорусского института стратегических исследований (BISS) считают, что в настоящее время «у Минска и Астаны нет интереса выделять финансовую помощь новым членам евразийского объединения для решения их экономических проблем», так как это напрямую связано с обеспокоенностью белорусского руководства по поводу уменьшения «дотационного пирога» в результате присоединения к евразийскому проекту его новых участников. Доля правды в подобных утверждениях, конечно есть, особенно если учитывать ряд политических вопросов, которые, так или иначе, влияют на развитие ЕЭАС.
Например, Минск должен крайне осторожно вести сотрудничество с Арменией из-за существующей сегодня проблемы Нагорного Карабаха. В данном случае речь идет о том, что Белоруссия и Казахстан не намерены осложнять свои отношения по этому вопросу ни с Западом, ни с Азербайджаном. Более того, белорусская сторона, как один из постоянных членов Минской группы ОБСЕ по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, просто обязана соблюдать нейтралитет. К тому же нельзя забывать и о достаточно неплохих отношениях А. Лукашенко и азербайджанского лидера И. Алиева (например, руководитель азиатской республики в период натянутых отношений с Россией в 2010 г. предоставил Минску кредит в 200 млн. долларов для оплаты поставок российского газа).
Что касается России, то ее интересы в присоединении Армении к Евразийскому союзу с точки зрения экономики крайне малы (доля республики во внешнеторговом обороте РФ составляет всего 0,1%). Но вот со стороны геополитики важность данного события более очевидна. Москве необходимо иметь свою военную базу на армянской территории для сохранения определенного контроля над Южным Кавказом и недопущения приближения к своим границам баз НАТО. Более того, нельзя забывать и о быстро увеличивающейся исламизации региона и потенциальной опасности роста здесь терроризма, что является прямой угрозой России. Армения же, пожалуй, одна из немногих стран постсоветского пространства, кто сумел сохранить контроль над собственными границами и не поддался обещаниям США и ЕС. Поэтому и ценность ее для Москвы трудно переоценить.
При этом, несмотря на невысокий уровень местной экономики, говорить о том, что вхождение Армении в ЕАЭС носит только политический характер, все же нельзя. По мнению большинства экспертов, такое вхождение позволит стране после снятия ряда бюрократических барьеров, с которыми сталкивались предприниматели ранее, активизировать внешнюю торговлю. Так, в течение пяти лет после вступления в силу договора о присоединении в республику на прежних условиях можно будет ввозить автомобили для личного пользования (например, для Белоруссии таких мягких условий предусмотрено не было). Комфортными для Армении останутся и ставки ввозных таможенных пошлин по пищевым продуктам, фармацевтике, нефтепродуктам и удобрениям. Более того, в течение года будет действовать норма, в соответствии с которой предприниматели Армении получили право на выбор работать либо в соответствии с национальным законодательством, либо законодательством ЕАЭС.
Помимо этого, возможности расширения поставок на российский рынок придаст импульс развития сельского хозяйства страны, которое на сегодняшний день крайне нуждается в модернизации и иностранных инвестициях, которые из-за фактической экономической блокады (республика, по-прежнему, не имеет дипломатических отношений со своими соседями – Азербайджаном и Турцией) сюда практически не идут.
Вхождение Армении в союз позволит также решить ряд вопросов с трудовой миграцией: теперь армянские граждане без каких-либо ограничений, по трудовому соглашению могут работать на территории союза, а также пребывать на территории стран ЕАЭС в течение 30 дней без регистрации. В Ереване рассчитывают, что все это позволит республике стать «инициатором движения союза в сторону усиления социального блока», а сама страна будет способна внести свой вклад в развитие интеграционного проекта.
Необходимо отметить, что после вступления в ЕАЭС у Армении появится возможность использовать свое членство в союзе не только в экономических, но и политических целях. Теперь и Евросоюз будет разговаривать с ней не как с небольшой, отдаленной от европейских границ республикой, а как с одной из стран-основателей ЕАЭС. Более того, сегодня у Еревана появилась реальная возможность разблокировать железнодорожное сообщение через территорию Абхазии, так как в этом теперь заинтересованы и иные участники ЕАЭС. И в этом плане у армянского и белорусского руководства есть все шансы укрепить двухсторонние политические связи.
Дело в том, что у белорусов отношения с Грузией даже во времена Саакашвили находились на дружеском уровне. Минск так и не признал Южную Осетию и Абхазию и в тоже время сумел не испортить отношения с Россией. Сегодня же, когда одиозной фигуры грузинского президента нет (он продолжил свою «миссию» на Украине), Белоруссия вполне может стать определенным мостом в российско-армяно-грузинском переговорном процессе. И если удастся совместными усилиями преодолеть разногласия, то это, с одной стороны, существенным образом повлияет на экономическую ситуацию в Армении, а с другой – в очередной раз повысит политический статус Минска, что в нынешних условиях лежит в плоскости белорусских интересов. Белоруссия всегда позиционировала себя в качестве нейтрального игрока и сегодня продолжает придерживаться позиции, при которой она никого не осуждает и не поддерживает, настаивая на том, что любые проблемы могут быть решены при помощи консенсуса. Поэтому уже в ближайшее время, пока А. Лукашенко имеет определенный статус миротворца на постсоветском пространстве, Минск обязательно предложит свои посреднические услуги в разрешении ряда споров, связанных с Арменией, в том числе и нагорно-карабахского конфликта. Тем более что теперь это будет делаться не просто для дружественной страны, а для члена ЕАЭС.
В целом же необходимо отметить, что вхождение Армении в Евразийский союз имеет определенные плюсы не только для всех членов объединения по отдельности, но и для всего ЕАЭС. Это связано с тем, что для союза крайне важно развитие транспортных коридоров по направлению «Север – Юг», которые связали бы рынки Южной и Юго-Восточной Азии с Евросоюзом через страны ЕАЭС. Особенно это важно на фоне обострившихся противоречий между Россией и ЕС, где с каждым днем все больше растет понимание того, что без нормализации отношений сохранить устойчивость европейской экономики будет крайне сложно. В этой же связи стоит рассматривать и вопрос о присоединении к ЕАЭС Киргизстана, подписавшего соглашение о вступлении в конце 2014 г. (технические вопросы государством должны быть решены к маю нынешнего года). Бишкек, не имея на сегодняшний день серьезной экономики, продолжает оставаться важным геополитическим регионом и одним из коридоров формирующейся системы Пекин – Москва – Брюссель.
Конечно, для обеих республик, Армении и Кыргызстана, вступление в ЕАЭС должно дать куда больше возможностей, чем разрекламированная ассоциация с ЕС (при этом сегодня никто не запрещает им продолжать развивать свои отношения с Европой), так как из-за структуры экономических связей и политического наследия они крайне зависимы от России. Например, в торговом обороте Армении более 25% приходится на российский рынок, а цена на газ остается одной из самых низких среди всех импортеров российского голубого топлива только благодаря интеграционным устремлениям армянского руководства.
Однако нельзя забывать и том, что в Ереване рассчитывают и на внеэкономическую помощь от Москвы, что связано с вопросами международного характера. Сегодня республика содержит по масштабам региона самую серьезную армию, что стоит денег, требует военной техники и обеспечивается взаимодействием с Россией и другими странами в рамках ОДКБ. И именно поэтому с вступлением в ЕАЭС в Ереване рассчитывают на усиление финансовой помощи в качестве определенного бонуса за поддержание интеграционных процессов.
Будут ли в данном случае пресекаться интересы Минска и Еревана? По всей видимости, да, так как сегодня Россия из-за ряда экономических трудностей вынуждена пересматривать уровень своей поддержки всех постсоветских республик. Однако вряд ли эта проблема станет камнем преткновения в белорусско-армянских отношениях. Скорее наоборот – обе республики будут вынуждены искать возможности для более тесного сотрудничества в новых экономических условиях. И Евразийский экономический союз должен им в этом помочь.
Юрий ПАВЛОВЕЦ
Источник: Ритм Евразии