Сегодня армяне всего мира отмечают Новый 4513 год

(11 августа 2020) Сегодня армяне всего мира отмечают Новый 4513 год по древнеармянскому календарюПраздник носит название Навасард и означает начало новой жизни.

Навасард – первый месяц года в древнеармянском календаре («нава» – «новый», «сард» – «год»). Для древних армян это был один из любимейших праздников – начало нового года и новой жизни, сопровождаемое народными гуляниями и играми на протяжении недели. Спустя тысячелетия, люди продолжают праздновать и радоваться древнеармянскому празднику.

Почему сегодня

Дата 11 августа выбрана не случайно, так как по древнеармянскому календарю в году 13 месяцев: 12 месяцев по 30 дней и еще один месяц, в котором было только пять дней. Он длился с 6 по 10 августа и назывался «Авельяц», что в переводе с армянского означает «добавочный». Эти пять дней как бы «связывали» все остальные дни в году. А с 11 августа как раз и начинался праздник Навасард, который дал свое название первому месяцу в году.

Также, в этот день созвездие Орион выходит из зоны невидимости (в годовом цикле) в начале августа и именно 11 числа в четыре утра происходит кульминация этого процесса, когда верхняя звезда пояса Ориона (Минтака — Кширк) достигает небесного экватора. Этой кульминационной точки созвездие Ориона достигает раз в 25920 лет и знаменует собой окончание старого и начало нового космического года. Именно с помощью этой точки на небесном экваторе древние ученые рассчитывали время с астрономической точностью и составляли календарь.

Орион в Армении именуют созвездием Айка. Армянское летоисчисление по древнеармянскому календарю начинается с победы Айка Наапета (Патриарх) над тираном Бэлом в 2492 году до н. э. Лучник Айк является родоначальником армян (отсюда и самоназвание нации — «hay») положившим начало будущему армянскому государству. Согласно легенде, Айк, потомок библейского послепотопного патриарха Фогармы, побил мирового тирана Бэла, властителя Месопотамии и Элама. Получив достойный отпор от жрецов-армян страны Аратта, не пожелавших жить под его владычеством, Бэл пошел на Армению войной. Встав во главе 60-тысячного войска, он надеялся в одночасье смять непокорных.

И они сошлись на плато Айоц дзора (ущелье Айка) – грозный Бэл и Айк Ахехнавор (Стрелец). Перед началом битвы бросил Айк своим воинам клич: «Вам завещаю страну свою. И да запомнит каждый из вас призвание свое – вы хозяева этой земли»… И началась битва гигантов – Дюцазнамарт. Трехперая стрела, выпущенная Айком из туго натянутого лука, пробила нагрудную пластину доспехов Бэла, и тот рухнул. Завидев воителя своего поверженным, войско его разбежалось. Легенда гласит, что в панике враг потерял убитыми и ранеными 40 тысяч, армяне же всего 5.

Страна Аратта отстояла свою независимость, а Айка провозгласили верховным жрецом и царем, и он правил 18 областями Армении. После той героической битвы 185 лет на земле армянской царил мир. Навасард праздновался именно в честь победы Айка над Бэлом, вплоть до начала XVIII века, когда по указу католикоса Симеона Ереванци 1 января стали официально считать началом Нового года.

 

Предания

История помнит очень красивую традицию, согласно которой в ночь на 11 августа народ во главе с царем собирался на склоне горы Нпат по обоим берегам Арацани и ждал восхождения звезды. Празднества длились неделю, каждый день которой был исполнен особого смысла, так как он заключался не только в веселье, но в единении народа и завершались всеобщим угощением. После принятия христианства древнеармянский календарь в Армении вышел из употребления и постепенно был забыт. В средние века Большой армянский календарь, которым пользовались в то время, был подвижным, что вносило путаницу при определении праздничных дней.

В связи с этим в 1082 году Ованеса Имастасера (средневековый армянский астроном, философ, богослов; выдающийся мыслитель своего времени – ред.) попросили упорядочить дни праздников и сделать армянский календарь неподвижным. И тогда Имастасер обходит все другие даты и закрепляет армянский Новый год за 11 августа. Издревле Навасард отмечался всенародно: его праздновали все: от представителей царской семьи до крестьян. Навасард называли еще и праздником Армении.

По древнему преданию, в этот день боги спускались на землю, купались в священной реке Арацани и потом наблюдали за празднеством из заснеженных гор. Люди должны были угодить богам, чтобы праздник прошел благополучно, поэтому они приносили им в жертву первые плоды урожая, кровь домашних животных, а также проводили другие обряды и ритуалы. Кровь принесенных в жертву животных была обязательным ритуалом. Кровавые метки ставили на лбы всем присутствующим гостям. По древнему сказанию, благословенная кровь скота приносила удачу на целый год.

Навасард считается также праздником любви. Величественный праздник начинал верховный жрец – он зажигал факел стоя на вершине горы Арагац, который затем несли в языческий храм Гарни. Навасард праздновали на склонах высоких гор и в языческих храмах. Люди верили, что встретятся с Богами и получат от них благословение.

Особое отношение было в предновогоднюю ночь к текучим водам. Считалось, что на какое-то время они становятся златоносными. К концу дня юноши и девушки отправлялись к роднику дождаться чудесного мгновения, чтобы вместе с водой принести в дом и благо. Дабы умилостивить воду, они кидали в нее пшеницу, ячмень или кусочки хлеба. Верили также, что если в новогоднюю ночь отпустить в воду любую вещь, то тут же исполнится желание. Не случайно, что в эту ночь в домах строго-настрого запрещалось выплескивать или выливать воду.

Дети ждали подарков, а девушки гадали на счастье, используя для этого куриное яйцо, которое вечером клали в сосуд с золой и красками. Если утром на скорлупе краски оказывалось больше, чем золы, полагали, что это к счастью. Согласно другому поверью, девушки клали яйцо в горшочек на тонире. Если к утру яйцо чернело, они печалились, если же оно окрашивалось в красный, это означало, что год выдастся счастливым.

В Новый год девушка, успевшая обручиться, втайне от всех дарила своему жениху сработанное собственными руками яблоко – «пнджац хндзор», увитое шелковыми ленточками. А хозяйка дома смазывала двери медом и расстилала красную материю, чтобы весь год был «красным и сладким», после чего приносила охапку дров, бросала в очаг и поздравляла сыновей и невесток с Новым годом. А еще она обмазывала им губы медом, малышам же доставались асил-басилы – выпечка с изюмом в виде куколок. Дети и подростки ходили от дома к дому, угощаясь лакомствами из носка или корзины, висевших над входом в жилище.

Праздничный стол на Навасард

Из-за разных климатических условий Армении в разных районах на праздничный стол подаются различные блюда. В этих блюдах первое место занимает круглая пшеница, которая растет только в Армении. Армяне на стол кладут хлеб, испеченный из этой пшеницы, чтобы языческие боги армян сделали новый год плодородным, сухофрукты, овощи, вино и сладкий мед. Наверное, одна из древних армянских поговорок — в Навасард нельзя брать в долг хлеб — является результатом этих традиций. И поэтому всегда старались на праздник положить хлеб, испеченный из пшеницы, выращенной своими руками.

Новогодний стол не мог считаться праздничным, если не венчала его помимо хлеба и приправа нгатцахик. В древности нгацахик (նղածաղիկ) был самой известной приправой. В ходу и поговорка была: «Без вина Новый год придет, без нгатцахика – запоздает». Волшебный цветок этот рос на склонах библейской горы Арарат. Его собирали, сушили и развозили по городам и весям Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Навасард он всегда имел нгатцахик. Традиция припускать в новогодние блюда сушеный нгатцахик также была символом национального единения. Нгацахик связывал всех армян с Масисом — сердцем Родины. С буквы «Н», начальной в слове «нгатцахик», пошел обычай включать в новогодние блюда и другие продукты, начинающиеся с этой буквы – нур (гранат) и нуш (миндаль). К фруктам и сухофруктам подавали молодого барашка с зерновой кашей под арису, но без перемешивания ее.

Люди держались строгого правила – не перегружать стол яствами. Ставили все лучшее, но лишь самое необходимое. И вино пили только виноградное, да и то умеренно, что вязалось в сознании народа с ожиданием богатого урожая по осени. Пекли по домам и тареац (тари хац), хлеб года, в который запекали фасолину, бусинку или монетку. Делили лепешку по числу членов семьи: кому доставался кусок с «начинкой», тому в новом году, по поверью, выпадала удача. Тареац в каждой из армянских областей готовили на свой лад: одни обмазывали ритуальный хлеб сладким кремом, другие посыпали грецким орехом. Готовили суп анушапур или сарнапур – из дробленой пшеницы, изюма, сушеных абрикосов и слив, добавляя в него уваренный тутовый сироп. Готовили и пасуц толму – постную толму, начиненную смесью из чечевицы, красной фасоли, гороха, пшеничной крупы, поджаренного лука и – по желанию – сухофруктами.

Как отмечают

Когда в начале четвертого века нашей эры Григор Лусаворич по всей Армении распространил христианство, которое в 301 году было признано официальной религией армян, многие из языческих праздников забылись или были заменены христианскими, как, например, Вардавар, который считался праздником богини Астхик, стал праздником Преображения Иисуса Христа. Так и Навасард – национальный всенародный праздник в Армении был со временем утрачен, а с переходом в XVI веке на григорианский календарь, введенным Римским Папой Григорием XIII, почти забыт. А праздновать Новый год в Армении 1 января начали уже в XVIII веке – при Католикосе Всех Армян Симеоне Ереванци.

С 2008 года в Армении началось более широкое празднование праздника Навасард – уже на государственном уровне. Так, в 2009 году парламент Армении постановил об официальном празднике — Дне национальной идентичности, который отмечается в день славной победы прародителя армян – Айка Патриарха.

Ранее этот праздник праздновался на горе Немрут (ныне Турция). Сегодня из языческих армянских храмов сохранился только Гарни, куда и по сей день местные жители и горожане едут праздновать Навасард. Обычно после застолья начинаются национальные танцы и песни, без которых нельзя обойтись.

Неделя начиналась с силовых игр, схожих с олимпийскими у греков (в навасардовых играх наравне с мужчинами принимали участие и женщины). Не утихали народные песни и пляски, глаз радовали пышные застолья. Был и день сладких напитков и легкого вина. У людей приподнятое настроение, которое, однако, не переходило в опьянение, ибо следовали армяне мудрости народной: «Боги больше всего плевел оставляют на поле упившегося».

Праздник Навасард не признавал богатых и бедных. Все в эти дни были равны и вместе совершали и паломничество к святыням и храмам, особенно к капищам верховной богини армян – Анаит – в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате. И сходили с небес к людям языческие боги: Артавазд – верховное божество армян, Анаит – богиня воды, плодородия и любви, Астхик – богиня красоты, Ваагн – бог войны, охоты, огня и молнии, Михр – бог солнца, небесного света и справедливости, Тир – бог письменности, мудрости, знаний, покровитель наук и искусств, Ванатур – бог гостеприимства. Сойдя на землю, они входили в воды священной реки Арацани, что на склоне горы Нпат, куда народ нес подношения им – зерна пшеницы и кровь жертвенных животных. Ублаженные воздаяниями, боги взмывали к заснеженным вершинам гор и продолжали оттуда наблюдать за общим весельем.

В торжествах принимали участие царь и царица со свитой, полководцы с войском. Сюда стекались со всех концов земель армянских, и выливалось торжество в символ единения народа. Это был всенародный праздник, где людей не делили на богатых и бедных — в эти дни все были равны и вместе совершали и паломничество к святыням и храмам, особенно к капищам верховной богини армян — Анаит — в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате.

Информационный Центр ДДнТ

Добавить комментарий

bn-of-rt bn-uslugi bn-ufms bn-anrussia bn-prch